«Золотые страницы краеведения»

     

     

     

    Климово 2009

    Полетаева Т.М.

    Климовский Казанский  монастырь: история    Климово, 2009

    Казанский девичий монастырь при посаде Климов.

     

     

           История Климовского  Казанского монастыря началась во второй половине 18 века,  практически одновременно с  Покровским мужским монастырем.  Основатель у них был один – поп Михайло Калмык.  В «Описании  Новгородсеверского наместничества»    говорилось,   что Казанский монастырь находился  при небольшой роще.   В нем одна деревянная часовня, приходская церковь и до 100 келий.   В «Полном историческом известии о древних стригольниках…» протоиерея Андрея Журавлева  мы находим гораздо больше сведений о Казанском монастыре.   Монастырь  со всех сторон огражден  деревянной дощатой оградой,  в которой сделаны двое ворот, а со стороны речки   имеются несколько  калиток.     Посреди монастыря  поставлена была новая  деревянная часовня, со временем она была « доброжелательницами украшена весьма изрядно».    Эта часовня в 1787 году была освящена  Михаилом Калмыком   церковью во имя Казанской Пресвятой Богородицы.   Около  церкви кругом в два ряда построены кельи.   Монахини тщательно соблюдали чистоту    возле икон,  которые  ими же и украшались.  Опрятность и чистота царила во всех кельях.  Особо монахини следили за чистотой посуды, из которой они ели.  Если за послушницами замечалась  какая-то неопрятность,  ее жестоко наказывали побоями.

          После освящения церкви Казанской Пресвятой Богородицы в  женский монастырь стали стекаться  и старые и молодые женщины из разных российских городов.  Удивительно то, что среди них были представители знатнейших фамилий, жены богатых купцов, именитых граждан. Конечно, больше всего было  низкого звания, мещанских и крестьянских жен.  Интересно, что около половины обитательниц монастыря были из Донских казачьих жен.

     

     

          В Казанский девичий монастырь приходили престарелые матери, молодые безмужние (а многие и от живых мужей) девицы, старухи с внучатами.  Все они придерживались старообрядчества.     Со временем, старшее поколение  женщин уже не находило    у своих детей и внуков  склонности к   проживанию в монастыре.   Но, тем не менее, монастырь разрастался.  За первые три года существования монастыря  в нем появилось двести монахинь,   через 10 лет их было уже пятьсот.  А всего за период с 1766 по 1789 год    в монастыре  поселилось семьсот  душ.

          С самого начала этого монастыря в нем хозяйствовал и служил поп Михайло Калмык.   Он сам  совершал обряд пострижения  «…каждую жену или младую  девку, лишь только бы попросила пострижения, без всякого замедления и справок постригает властительски».  Впоследствии, Михаил Калмык  заявлял, что «…с начала его здесь  пребывания всякого звания  народу постриг  в монашество до шести тысяч душ».

        В 1789 году в монастыре начальствовала игуменья Софья.    Игуменья избиралась всеми сестрами с благословения Михаила Калмыка.  Новоизбранной вручался костыль, все ей низко кланялись, и  у нее давался всем сестрам обед.   

          Пение в монастыре велось  по старинным крюкам на восемь голосов  распевом.  Черных мантий и повязок инокини монастыря не носили.  Девицы ходили  в  шубках и разноцветных платках.

     

           В монастыре было два храмовых праздника в год, праздники Казанской Богородицы.  После праздничной службы разрешалось  принимать в кельях гостей, родственников или знакомых.

          Монахини нередко являлись «читалками»   в богатых домах посада, читая день и ночь псалтырь по усопшим,  учили  малолетних детей в домах  зажиточных  жителей.   В самом монастыре день