«Золотые страницы краеведения»

    Климово 2009

     

    Полетаева Т.М.

    Климовский Покровский монастырь: история и

    возрождение  -  Климово, 2009

     

     

    Покровский монастырь

     

                во второй половине 18 века, после вторичного падения Ветки (старообрядческого центра) и возвышения Стародубья   в Климову слободу  из Ветки была перевезена Покровская  церковь. Это было сделано по предложению Климовского бурмистра Алексея Васильевича Хрущева.  На собрании войтов всех стародубских слобод  было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ (ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно выделить  с каждого рациона (в каждом рационе десять домов) по четыре подводы.  Таким образом, за восемьдесят с лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь.  Главным распорядителем по перевозке и по устроению церкви был  бурмистр Хрущев. Перевозка стоила  столько, что на израсходованные суммы  можно было устроить две церкви гораздо лучшие, чем Покровская. Но старообрядцы не могли расстаться со своей святыней.

             25 апреля 1765 года было освящено место для церкви в сто квадратных саженей. В двух верстах от Митьковки  и в четырех от Климовой слободы, в густом лесу  поставлена была церковь,   освященная 12 декабря 1765 г.    При освящении присутствовали: Михайло Калмык, Петр Черный, Григорий и Иоаким Ветковские, Алексей Митьковский, Никифор  Воронковский, Семен Климовский, диакон Павел, масса слобожан, зарубежные старообрядцы.                                                                                                                                              

          В Климову слободу   из Ветки бежало множество монахов. Местом жительства для них стала территория возведенной церкви. Из сооруженных в течение нескольких дней келий впоследствии сложился монастырь.

     

     

     

             Михаил Калмык  оградил монастырь деревянной дощатой оградой, а на сквозном проходе через монастырь сделал двое ворот, с  берега от реки несколько калиток. Посредине монастыря  была поставлена новая  деревянная часовня.  Эту часовню в 1787 году Михайло Калмык освятил во имя Казанской Пресвятой Богородицы.      

      Климова слобода стала столицей старообрядчества. Ее влияние распространялось на старообрядцев  Дона, Урала, Москвы, Поволжья, Сибири и многих других мест России, где господствовал старообрядческий поповщинский раскол.                                                                               

          До того, как Покровский  монастырь получил официальный  статус, слобожане не имели легального права на устройство таких монастырей.   Организатором  многих  старообрядческих  учреждений был в то время  климовский житель  и волостной бурмистр Алексей Васильевич Хрущов.  Он    пользовался  большим     почетом и уважением  у  жителей     Климовой слободы.  Благодаря  Алексею Хрущову и  Михаилу Калмыку Климова слобода стала всероссийским  старообрядческим  центром.    

      Последним на Ветке и первым (после второй выгонки) игуменом Климовского Покровского монастыря был Тарасий, по его настоянию  был устроен и Климовский Казанский женский монастырь в 4 верстах от мужского монастыря.      По предположению   М.Лилеева (историка)   Тарасий   даже не имел священного сана.

    Климовский  Покровский монастырь, 1910 год

     

       Михаил Калмык (в миру Матфей Васильев) родился в Астраханской губернии, где поначалу жил с семьей. Сначала был священником Астраханской епархии, Николаевской церкви Преображенского монастыря  при реке Чурке. После смерти жены, поступил в Астраханский Преображенский монастырь послушником. Впоследствии жил в Польше, затем в Ветке.  В Покровской церкви был иеромонахом. Это был умный, огромной силы воли человек, сумевший подчинить себе старообрядцев  и заслужить их глубочайшее уважение.  При Михаиле Калмыке Климовский Покровский монастырь сделался «столицей староверства» по словам летописца Беляева.

        При нем Покровский монастырь в короткое время несказанно обогатился. Обильным потоком лилась старообрядческая милостыня в Климовский Покровский монастырь, а вместе с нею стало распространяться и влияние                                 

                            

                              Вид на Климовский Покровский монастырь

     

    новой «столицы староверства» на старообрядцев  Дона, Поволжья, Москвы, Сибири, Северного поморья и многих других местностей России.

       Официально Климовский Покровский монастырь получил свой статус 22 апреля 1768 года.  Губернская канцелярия выдала соответствующий ордер.

       Историки 19 века писали о монастырях Климова: «Покровский,  основанный  на  Митковских грунтах,  в нем было 103 монаха и служек.  Девичий (имеется  в  виду Казанский) с 177д. монахинь и белиц».   «Около Климовой в 1781 году находились следующие раскольничьи монастыри: 1)при небольшой роще девичий Казанский, … в нем часовня деревянная одна  и прочее строение коего начисляется келий до  ста…и 2)монастырь мужской Покровский,  в нем  церковь деревянная одна, а друга теплая часовня…келий для монахов сего монастыря до 50-ти».

       По свидетельству Т.Верховского с 1766 по 1789 год, т.е. за 23 года в монастыре  появилось до 700 человек,  а всего через Покровский монастырь прошло до шести тысяч душ.

     

      

                      Климовский Покровский монастырь, 2008 год

         При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел к Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца.  Михаил Калмык сохранял свое влияние до самой смерти в 1795 году. К концу 18 века монастырь владел 600 десятинами земли.

      Из сочинений М.Лилеева известно, что в Климовский Покровский монастырь в 70-х годах 18 века переселился из Белева старец Пафнотий.

      С  1789 по 1791 год в  Климовом посаде был священником Андрей Иоаннов (в миру Андрей Журавлев). При нем многие жители посада и монастырей Казанского и Покровского приняли единоверие.  Кроме того, число расположенных к единоверию увеличил сотрудник Андрея Иоаннова Яков Беляев, перешедший из Никодимова монастыря в Климовский Покровский монастырь. Обладая даром слова и старообрядческой начитанностью, он многих  просветил в Покровском монастыре и в посаде Климов.

        2 января  1848 году Покровский старообрядческий монастырь, чтимый не только окрестными жителями, но и старообрядцами из отдаленных губерний, был обращен в  единоверческий  и   еще очень долго сохранял свое влияние. По высочайшей воле он был возведен в число штатных обителей 1 –го класса.  Для обращения Покровского монастыря в единоверческий очень много сделал протоиерей  Тимофей Верховский   во время своего пребывания  в Черниговских посадах с 1844 по 1848 год.  Торжественное обращение Покровского монастыря в единоверческий состоялось в присутствии гражданского губернатора, членов ратуши Климовского посада. Все монастырское имущество было сдано бывшим настоятелем о.Рафаилом  вновь определенному на его место единоверческому архимандриту.

        В «Адресе - календаре духовного ведомства Черниговской епархии на 1879 год»  Климовский Покровский монастырь указан уже как единоверческий. Настоятелем  тогда был Архимандрит Пафнутий, окончивший курс Костромской духовной семинарии.  Казначеем был иеромонах Варлаам, а духовником иеромонах Герасим.

        В 1897 году  на территории монастыря проживало 200 жителей. В хозяйстве было 3 церкви, сушилка для яблок, хлебохранилище, трапезная, кухня и погреба. 

      В начале ХХ века, по сведениям из  «Полного списка православных монастырей Российской империи» за 1908 год (Москва, изд.А.Д.Ступина,1908) монастырь владел 262 десятинами земли и получал из казны 2475 рублей. В монастыре жил игумен, 10 монахов, 1 послушник.  В 1915году  настоятелем Климовского Покровского единоверческого монастыря  был игумен Нектарий (он же  благочинный единоверческих монастырей) . Об этом можно прочитать в «Календаре Черниговской губернии на 1916 год» (Чернигов,1915).

     После революции 1917 года у монастыря были отобраны все его владения.  В 1922 году произведена конфискация.   С 1919 года на территории монастыря располагалась детская колония, а впоследствии   стала функционировать Климовская школа-интернат.   

        И вот в начале ХХ1 века Климовский Покровский монастырь получает второе рождение.   На территории  монастыря началось восстановление разрушенных строений.   Уже смонтированы купола над теплой Никольской церковью, которая расположена рядом с Покровским храмом.  Свой посильный вклад  в возрождение Покровского монастыря вносят  и  многие  жители  Климовского района.

     

                     

     Карта Черниговской губернии  (1859 г)

     

    БИБЛИОГРАФИЯ

     

    1. АЛФАВИТНЫЙ список церквей Черниговской епархии // Труды Черниговской Губернской Архивной Комиссии; вып. 7.- Чернигов, 1908.- С. 25-30.

     

                  2. АЛЯБЬЕВ, В. А. Письмо к иеромонаху Покровского единоверческого монастыря // Черниговские епархиальные ведомости.- 1878.- № 11.- С. 181-183.

                   3. АНДРЕЕВ, В. В. Раскол и его значение в народной русской истории: ист.  очерк.- СПб.: Типография М. Хана, 1870.- 411 с.

               4. АПОСТОЛОВА, Т. Уголок на Брянщине // Авангард.- 2004.- 9 дек. Климовский район.

     

                5. АПОСТОЛОВА, Т. Откуда такие названия? // Авангард.- 1993.- 14 апр.  Климово и населенные пункты района.

     

    6. БАГАЛЕЙ, Д. Генеральная опись Малороссии // Киевская старина.-1883.-нояб.-  С. 1-31.

                 7. БАГАЛЕЙ, Д. И. Новый историк Малороссии: рецензия на книгу  А. Лазаревского «Описание старой Малороссии».- Санктпетербург: Типография Императорской Академии Наук, 1891.- 148 с.

            

    8. БАРСОВ, Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории Стародубских скитов // Чтения  в обществе истории и др. Российских.- М., 1884.- Кн. 2 (апр.-июнь).- С. 1-11.

     

    9. БЕЛОЛИКОВ, В. З. Инок Никодим Стародубский: (его жизнь и литературная деятельность).- Киев: Типография Акц. о-ва «Петр Барский в Киеве», 1915.- 470 с.

     

    10.  ВАРЗЕР, В. Г. Материалы для оценки земельных угодий.- Новозыбковский уезд Чернигов, 1881.

    11.  ВЕРХОВСКИЙ,  Т.   А.   Искание  старообрядцами  в  XVIII  веке   законного архиерейства.- СПб.: Печатня В. Головина, 1868.- 72 с.

    12.  ВЕРХОВСКИЙ,   Т.   А.   Стародубье.   Записки   протоиерея   С.-Петербургской единоверческой церкви; ч. 1-3.- Казань: Унив. Тип., 1874.

     

    13.  ГОРОДА России в 1910 году.- СПб: Типолитография Ныркина, 1914.

     

    14.  ГОРОДА Российской империи в алфавитном порядке // Известия по делам земского и городского хозяйства.- 1911.- № 4.- С. 11-16 (беспл. прил.).

     

    15.  ГОРОДА Российской империи по губерниям, градоначальствам и областям, их доходы и расходы за 1907-1910 гг. и задолженности // Известия по делам земского и городского хозяйства.- 1911.- № 6.- С. 83-85 (беспл. прил.).

     

                        16.  ДОБРОГАЕВ, М. Первые времена раскола в Стародубье: ист. очерк // Прибавл. к Епарх. Изв.- Чернигов, 1884.

                      

    17.  ДОБРОГАЕВ, М. Посад Митьковка // Прибавление к Черниговским       епархиальным известиям.- 1909.- № 24.- С. 896-905.

     

                18. ЖУРАВЛЕВ, А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках, так  называемых старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих преданий...; ч. 1-4.- М.: Тип. Ф. К. Иогансона, 1890.- 345 с.

    19.  ИВАНОВСКИЙ, Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого  раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических; ч. 1.История раскола.- Казань: Типография Имп. Ун-та, 1886.- 240 с.

     

    20.  ЛАЗАРЕВСКИЙ, А. Описание старой Малороссии: материалы для истории заселения, земледелия и управления, т.1. Полк Стародубский, вып. 1-2.- Киев: Тип. К. Н. Милевского, 1889.- 470 с.

    21.  ЛИВАНОВ, Ф. В. Раскольники и острожники: Очерки и рассказы, т. 1.- СПб.:
    Типография М. Хана, 1869.- 542 с.

    22.  ЛИЛЕЕВ, М. И. Из истории поповщинского раскола.- Киев: Тип. Акц. О-ва   «Петр Барский в Киеве», 1915.- 112 с.

    23.  ЛИЛЕЕВ, М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. XVII-XVIII вв.; вып. 1.- Киев.: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895.- 596 с.

    24.  ЛИЛЕЕВ, М. И. Из начальной истории раскола в Стародубье.- Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1889.- 42 с.

     

    25.  ЛИЛЕЕВ, М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье. ХУ11-ХУ111 вв.- Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1893.- 278 с.

    26.  ЛИЛЕЕВ, М. И. Очерк миссионерских мер по обращению в православие стародубских и черниговских раскольников до времен Екатерины II.- Чернигов: Тип. Губ. Правл., 1895.- 72 с.

    27.  МАКАРИЙ.     История     русского     раскола,     известного     под     именем  старообрядства.- СПб.: Типография Королева и Ко, 1855.- 367 с.

    28.  МЕЛЬНИКОВ, П. И. Исторические очерки поповщины; ч. 1.- М.: Унив. тип.,
    1864.- 282 с.

     

    29.  МИТЬКОВКА // Городские поселения в Российской империи; т. 5, ч. 1.-         

    С.-Петербург: Типография К. Вульфа, 1865.- С. 380.

     

    30.  МИТЬКОВКА // Материалы для географии и статистики России,    собранные

    офицерами Генерального штаба. Черниговская губерния / сост. подполковник  Ген. штаба Домонтович М.- С-Пб, 1865.- С. 648-649.

    31. МУРАВЬЕВ, А. Н. Раскол, обличаемый своей историей.- СПб.: Б. и., 1854. - 428 с.

     

                32.  ПИСЬМО в черниговские слободы беглого раскольничьего попа Григория, 1863 г. // Чернигов. Епарх. Изв.- 1868.- № 6.- С. 220-223.

     

                 33. ПОКЛОНСКИЙ, Д. Р. Стародубская старина. Х1-Х1Х вв., кн. 1.- Клинцы: Изд-во Клинцов. гор. тип., 1998.- 242 с.

                

                34. ПОЛЕТАЕВА, Т. Возвращаясь к истокам… // Авангард.- 2004.- 6 мар.  Сельские народные училища Климовского района в конце Х1Х в.-начале ХХ в.

     

                 35.  ПОЛЕТАЕВА, Т. Из достоверных источников // Авангард.- 2006.- 14 нояб.    Историк Д. И. Багалей о Климовском крае.

     

           36. ПОЛЕТАЕВА, Т. История переписей в районе // Авангард.- 2002.- 11 апр.

     

           37.  ПОЛЕТАЕВА, Т. Климово в Новгородсеверском наместничестве // Авангард.- 2005.- 29 сент.

     

           38.  ПОЛЕТАЕВА, Т. Митьковка // Авангард.- 2006.- 13 июня.

     

           39.  ПОЛЕТАЕВА, Т. На основании документов… // Авангард.- 2004.- 4 мар.    У

    истоков организации процесса образования в Климовском районе.

                 40. ПОСАД  Митьковка / М. Доброгаев.- Чернигов: Типография Губернского Правления, 1909.- 10 с.

     

                 41РАСКОЛ в северной Малороссии в ХУ11-ХУ111 вв. // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям.- 1898.- № 1.- С. 12-17.

     

                 42.  РАСКОЛЬНИЧЬИ слободы в Черниговщине в первой половине ХУ111 в. // Киевская старина.- 1886.- № 10.- С. 398-400.

     

                  43.  САХАРОВ, Ф. Литература истории и обличения русского раскола: сист. Указ. книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодических изданиях; вып. 1.- Тамбов: Тип. Губ. Правл., 1887.- 188 с.

     

    44.  СБОРНИК  правительственных сведений о раскольниках / сост. В. Кельсиев;
    вып. 2. - Лондон: Paternoster Row., 1861.- 298 с.

    45. СКВОРЦОВ,  Дм.     Историко-статистическое    обозрение    современного
    старообрядческого раскола в Черниговской епархии. - Чернигов: Тип. Губ. Правл., 1901. -
    47 с.

     46. СЛАВИН, Н . Из современной жизни Стародубского раскола.- Чернигов: Тип. Губ. Правд., 1894.-7 с.

     

                47. ТВЕРДОХЛЕБОВ, А. Раскол в северной Малороссии в ХУ11-ХУ111 вв. // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям.- 1898.- № 1.- С. 12-17

     

        

    Так выглядели посадские старообрядцы

    Открытие памятного знака в честь 300-летия Климово

    около церкви Дмитрия Солунского, 2008 год

     

          

     Видео скачать фото скачать музыка

     

 

Hosted by uCoz